УТВЕРЖДЕНО
Приказ начальника управления
по образованию Минского райисполкома
_______2019 г. № ___
Порядок проведения
открытого фестиваля «Я – исследователь»
1. Общие положения
1.1. Открытый фестиваль «Я – исследователь» Минского района (далее – фестиваль) проводится с целью развития интеллектуально-творческого потенциала детей дошкольного возраста.
1.2. Основными задачами фестиваля являются:
выявление детей дошкольного возраста, проявляющих исследовательскую активность и реализующих
ее в собственных творческих продуктах;
содействие развитию исследовательских умений и познавательных мотивов, побуждающих детей дошкольного возраста к практическому познанию окружающего мира и продуктивному взаимодействию со взрослыми и сверстниками;
совершенствование умений детей дошкольного возраста устанавливать причинно-следственные связи, формулировать простейшие выводы, проявлять оценочное отношение
к окружающему миру;
создание условий для профессионального совершенствования педагогических работников, выявления и распространения опыта работы по развитию исследовательских умений воспитанников учреждений дошкольного образования.
1.3. Фестиваль проводится по номинациям:
«Ребенок и природа»,
«Мая РадзімаБеларусь»,
«Необычное в обычном»,
«Бюро находок».
1.4. К участию в фестивале приглашаются воспитанники учреждений дошкольного образования, иных учреждений образования,
а так же иных организаций, индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующих образовательную программу дошкольного образования (далее– учреждения дошкольного образования), в возрасте от 5 до7 лет; законные представители и (или) педагогические работники, которые представили в оргкомитет индивидуальные и (или) коллективные исследовательские работы.
Для каждой индивидуальной и (или) коллективной исследовательской работы определяется руководитель из числа педагогических работников учреждения дошкольного образования и (или) законных представителей обучающихся.
1.5. Участие в фестивале является бесплатным.
1.6. Для организации и проведения каждого этапа фестиваля создаются организационные комитеты (далее – оргкомитет).
Оргкомитет на каждом этапе фестиваля:
осуществляет руководство подготовкой и проведением соответствующего этапа фестиваля;
согласовывает время и место проведения фестиваля;
определяет сроки подачи заявок на участие;
определяет состав участников;
разрабатывает и утверждает программу проведения соответствующего этапа фестиваля;
определяет состав экспертных групп;
осуществляет взаимодействие с заинтересованными организациями по вопросам подготовки и проведения фестиваля,
а также освещения его в средствах массовой информации;
награждает участников фестиваля;
решает иные вопросы, возникающие в ходе подготовки
и проведения соответствующего этапа фестиваля.
1.7. Для оценки исследовательских работ, подведения итогов
и определения финалистов фестиваля создается экспертная группа в составе не менее трех человек из числа квалифицированных специалистов в конкретной предметной области,
а также в сфере обучения и развития детей дошкольного возраста.
Экспертную группу возглавляет председатель. Председатель
и члены экспертной группы не могут входить в состав оргкомитета соответствующего этапа.
1.8. Экспертная группа на каждом этапе фестиваля:
оценивает исследовательские работы детей дошкольного
возраста в соответствии с критериями (приложение 2, 3);
определяет финалистов и вносит в оргкомитет предложения
по их награждению;
оформляет протоколы решений экспертной группы;
рассматривает обращения участников по вопросам, возникшим
в результате оценки исследовательских работ.
1.9. Решения экспертной группы фестиваля принимаются
на заседаниях путем открытого голосования и оформляются протоколами. Экспертная группа имеет право принимать решение, если на заседании присутствует не менее двух третей состава утвержденного состава. Решение экспертной группы считается принятым, если за него проголосовало более половины присутствующих на заседании членов жюри.
2. Условия проведения фестиваля
2. Фестиваль организуется в три этапа:
2.1. Первый этап проводиться в учреждениях дошкольного образования в период с 14 октября по 04 ноября 2019 года. Второй этап (районный) проводится в период с 18 ноября 2019 года по 10 января 2020 года. Третий этап (областной) проводится в период с 13 января 2020 года по 21 февраля 2020 года.
2.2. Для участия во втором этапе фестиваля педагогические работники и (или) законные представители обучающихся представляют в оргкомитет фестиваля до 11 ноября 2019 года следующие материалы:
заявку на участие по форме (приложение 1);
исследовательскую работу с указанием руководителя (приложение 4, 5).
2.3. Итоговое проведение фестиваля на втором (районном) этапе осуществляется на базе государственного учреждения образования «Боровлянский ясли-сад №1» 14 декабря 2019 года.
2.4. Участники финала второго этапа (районного) награждаются дипломами финалистов.
2.5. Третий этап фестиваля (областной) проходит в период с 13 января по 21 февраля 2020 года.
2.6. Для участия в третьем этапе фестиваля оргкомитету второго этапа, руководителям учреждений образования необходимо до 23 января 2019 года включительно пройти регистрацию на сайте www.moiro.by(Работа с детьми и учащимися / Конкурсы, фестивали/ Фестиваль «Я – исследователь»).
Процесс регистрации включает в себя:
заполнение заявки на участие по форме (приложение 1);
размещение ссылок для скачивания файлов: исследовательская работа и видеозапись презентации исследовательской работы автором.
2.7. Оргкомитет второго этапа фестиваля регистрирует для участия в третьем этапе фестиваля не более восьми работ. В каждой номинации может участвовать только одна работа.
2.8. На основании представленных материалов экспертная группа третьего этапа фестиваля проводит заочный отбор участников финала второго этапа фестиваля согласно критериям (приложения 2, 3). Список участников финала третьего этапа фестиваля размещается не позднее
18 февраля 2020 года на сайте http://www.moiro.by.
2.9. Количество участников фестиваля в каждой номинации определяется решением экспертной группы.
2.10. Финал третьего этапа фестиваля (областного) является очным и проходит 29 февраля 2020 года в форме стендовой защиты (беседы участника с членами жюри) исследовательской работы детьми дошкольного возраста совместно с педагогическими работниками и (или) законными представителями (приложение 6).
2.11. По итогам фестиваля:
участники третьего этапа фестиваля (областного) получают свидетельства участников, которые будут высланы по указанному
в заявке адресу электронной почты;
участники финала третьего этапа (областного) награждаются дипломами финалистов.
2.12. Представленные исследовательские работы могут быть использованы для публикации в различных изданиях. Материалы, переданные в оргкомитет для участия в фестивале, не возвращаются
и не рецензируются.
3. Требования к исследовательским работам
и участникам фестиваля
3.1. К участию в фестивале допускаются индивидуальные и коллективные исследовательские работы указанной тематической направленности, выполненные под руководством законных представителей ребенка и (или) педагогических работников. Одним автором (авторским коллективом) может представляться только одна исследовательская работа.
3.2. Представленные исследовательские работы должны соответствовать требованиям согласно приложениям 4, 5.
3.3. Исследовательские работы, поступившие после окончания срока регистрации на участие во втором и третьем этапах фестиваля, а также не соответствующие установленным требованиям, к участию в финале фестиваля не принимаются.
3.4. Работы, подготовленные в форме информационных сообщений или реферативные работы, не рассматриваются.
3.5. Плагиат, использование исследовательских работ других авторов недопустимы на любом этапе процесса исследования или фестиваля.
4. Финансирование фестиваля
4.1. Финансирование фестиваля осуществляется в установленном порядке за счет средств, выделенных на проведение централизованных мероприятий, и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Беларусь.
Приложение 2
Критерии оценки исследовательской работы ребенка
Критерий оценки
|
Оценка в баллах
|
Итого
|
0 баллов
|
1 балл
|
2 балла
|
1. Тема исследовательской работы
|
Тема
не соответствует представленной номинации
и не отличается оригинальностью
|
Тема соответствует представленной номинации,
но не отличается оригинальностью (повторяется)
|
Тема соответствует представленной номинации, отличается оригинальностью (непохожестью), отражает исследовательскую проблему
|
|
2. Обоснование выбора исследовательской проблемы
|
Детская мотивация выбора исследовательской проблемы отсутствует
и (или) задана взрослым
|
Исследовательская проблема соответствует возрастным познавательным интересам ребенка,
но актуальна
для взрослого
|
Исследовательская проблема соответствует возрастным познавательным интересам
и инициирована самим ребенком (проблема имеет смысл
и значимость для самого ребенка)
|
|
3. Наличие исследовательского компонента
в работе
|
Решение исследовательской проблемы подменяется художественным творчеством, социально значимой деятельностью, сбором
и перечислением фактов
|
Работа представляет собой описание выполненных исследовательских действий (обследование предметов),
не направленных
на решение заявленной проблемы
|
Исследовательская проблема решается
в процессе подтверждения
и (или) опровержения выдвинутых предположений; проведен анализ, сравнение, обобщение, выделение качеств и свойств изучаемого предмета; устанавливаются причинно-следственные связи
|
|
4. Согласованность цели, содержания
и результатов исследования
|
Наличие противоречивости между целью, содержанием
и результатами исследования
|
Цель реализуется в содержании работы,
но полученные результаты
не отражают
ее достижение
или содержание работы и результатыисследования
не соответствуют цели
|
Содержание работы представлено логично, структурировано, обеспечивает достижение цели, результаты исследования (выводы) согласованы
с целью
|
|
5. Методы исследования
|
Нарушение
условий безопасности проведения исследования ребенком
|
Однообразие
методов исследования,
использование методов, не соответствующих решению поставленной проблемы
|
Вариативное использование безопасных, адекватных возрасту ребенка, целесообразных заявленной проблеме методов
исследования
|
|
6. Результаты исследования
|
Отсутствует описание результативности исследовательской работы, приведены формальные выводы
|
Результаты исследования описаны,
но выводы
не являются логичными,
не отражают связи
и отношения изучаемых объектов
и явлений
|
Описаны полученные результаты решения исследовательской проблемы, сделаны логичные выводы, которые подтверждаются
наличием продуктов детской исследовательской деятельности (схемы, дневники наблюдений, рисунки и др.)
|
|
Итого
|
|
Приложение 3
Критерии оценки презентации исследовательской работы ребенком
Критерий оценки
|
Оценка в баллах
|
Итого
|
0 баллов
|
1 балл
|
2 балла
|
1. Степень самостоятельности
в презентации исследовательской работы
|
Представляет заученный текст исследовательской работы, не может ответить вопросы взрослого
и сверстников, рассуждать
и поддерживать беседу
|
Владеет содержанием исследовательской работы,
но в диалоге
не демонстрирует
готовность поддержать дискуссию
по проблеме исследования, рассуждать
|
Свободно излагает содержание исследовательской работы, умеет вести диалог
со взрослым
и сверстниками, отвечает
на вопросы, рассуждает
|
|
2. Связанность
и осознанность изложения содержания исследовательской работы
|
Выступление представляет
собой пересказ
готовой информации, ответы на вопросы свидетельствуют
о непонимании исследовательской проблемы,
к материалам стенда во время выступления
не обращается
|
Выступление логично,
связно
и последовательно, но проявляется низкая
рефлексивность процесса
и результата исследовательской работы при ответе на вопросы (Почему выбрал тему исследования? Чему научился? Что было самым интересным, трудным? Что удалось сделать?
Что не получилось?Почему?);
при необходимости обращается
к демонстрации хода и результатов исследования,
но не может их пояснить, аргументировать
|
Логично, связно
и последовательно представляет ход
и результаты исследования,
при необходимости обращается
к фото, видеоматериалам, рисункам, моделям, схемам, графикам, дневникам наблюдений, таблицам, опытам
и др., проявляет высокуюрефлексивность процесса
и результата исследовательской работы
|
|
Итого
|
|
подробнее... / свернуть