Веселая физкультура в семье
Физкультурно-оздоровительный досуг детей в семье чрезвычайно важен. В хорошую погоду организовать его лучше всего на открытом воздухе. А если на улице ненастье, возникает целый ряд роблем, связанных, прежде всего, со сложностью разрешения противоречия между высокой естественной потребностью детей в активной двигательной потребностью и площади современных квартир. В этом случае родители часто отдают предпочтение организации спокойных занятий (по рисованию, лепке, просмотру мультфильмов и телепередач, чтению, настольно - печатным играм). Нередко от взрослых можно слышать окрики в адрес детей: "Не бегай! ", "Сядь! ", "Не лезь! ". Родители часто больше внимания уделяют эстетике помещения, загромождают его дорогостоящей мебелью, и ребеноу нет места с его неуемной энергией. Безусловно, не каждый решиться отодвинуть импортную стенку и поставить перекладину, тем более разместить целый спортивный комплекс. Однако крепкое здоровье и хорошее настроение детей - достойная награда за такую жертву.
По мнению известного специалиста в области физического воспитания детей и подростков Владимира Степановича Скрипалева: "Самое простое – повторить то, что нам подсказала природа: вернуть ребенку дерево, некогда развившее его прародителей…". В спортзале Скрипалева В.С. снаряды расположены таким образом, чтобы получилось гимнастическое дерево. С одного снаряда можно перелезть на два соседних. Предложенная конструкция, расположенная всего на трех квадратных метрах, состоит из 11 снарядов, на которых можно выполнить, по утверждению автора, более 5000 упражнений – перелазов!
Для того, чтобы "стадион в квартире" использовался ежедневно и имел популярность у всех членов семьи, занятиям на нем можно придать сюжетно-образный характер. Известно, что малышей наиболее привлекает выполнение развлекательных упражнений в соответствии с принятой ролью. Они с удовольствием имитируют повадки кошки, белочки, обезъянки, перелезающей с ветки на ветку. Включаясь в сюжет, предложенный родителями или навеянный сказкой, мультфильмом, дети 3-4 лет охотно откликаются на предложение "Собачки" залезть на верхушку снаряда "дерева", сделать запас орешков и грибов, достать бананы с верхней ветки и т.п.
Снаряды украшаются и разнообразятся атрибутами, изготовленными старшими братьями и сестрами. Это поддерживает интерес младших дошкольников к гимнастическим упражнениям и сплачивает всех членов семьи.
"Спортивный стадион" для детей 5-8 лет можно трансформировать в парусный корабль и отправиться на нем в кругосветное путешествие, полное приключений и неожиданностей. Немного фантазии – и комплекс превратится в джунгли, а дети в краснокожих и бледнолицых. Эти и многие другие сюжеты эмоционально привлекательны для детей, и они, не зная устали, будут с пользой проводить время на снарядах, незаметно овладевать все новыми и новыми движениями, развивая свое воображение, творчество, самостоятельность и инициативу.
В короткие зимние вечера можно организовать семейные чтения художественной литературы по вопросам укрепления здоровья. Такие чтения и обсуждения прочитанного, помогают сформировать у ребенка осознанное отношение к своему здоровью. Родителям рекомендуется собрать небольшую библиотеку с лучшими образцами детской классической художественной литературы (книги К.Чуковского, А.Барто, С.Маршака, С. Михалкова и др.), современных писателей (И.Семеновой, Г. Остера, Г.Юдина и др.), детских энциклопедий о человеке.
О чтении лучше договориться заранее и наметить время и место, где соберется вся семья. Это может быть большой диван, ковер, круглый стол. Заранее планируется, какая книга будет сегодня прочитана и обсуждена. Тема может быть подсказана проблемами в здоровье у одного из членов семьи, общими семейными задачами и др. Так, например, чтобы преодолеть нежелание малыша умываться и мыть руки с мылом, можно прочитать и обсудить стихотворение А.Барто "Девочка чумазая". Плохой аппетит можно побороть, используя произведение С.Михалкова "Про девочку, которая плохо кушала". Весной, когда возрастает количество респираторных заболеваний у детей, можно обсудить вопрос закаливания и прочитать стихотворение С.Михалкова "Про мимозу" или Н.Семеновой "Учусь быть здоровым, или как стать Неболейкой".
Чтение и обсуждение не должно превращаться в назидания и упреки. Художественное слово само дойдет до сознания ребенка; лучше всего после прочтения произведения спросить мнение детей о персонаже, проанализировать причины их поступков и предложить малышам помочь героям справиться с проблемами. Обсуждение произведений может быть сведено затем к формулировке семейных правил или кодекса здоровья, касающихся режима дня, закаливания, питания и других составляющих здорового образа жизни.
Семейный кодекс здоровья:
1. Каждый день начинать с зарядки.
2. Просыпаясь, не залёживаясь в постели.
3. Берем холодную воду в друзья, она дарит бодрость и закалку.
4. В д/сад, в школу и на работу - пешком в быстром темпе.
5. Будем щедрыми на улыбку, никогда не унывать!
6. При встречи желаем друг другу здоровьяю (Здравствуйте)
7. Режим наш друг, хотим все успеть - успеем!
8. Ничего не жевать, сидя у телевизора!
9. В отпуск и в выходные - только вместе!
Зарядка для малышей и их мам
О пользе зарядки знают все. Но редко у кого получается делать ее каждый день. И дети, глядя на взрослых, тоже не торопятся «заряжаться». Весь секрет в том, что мы считаем физкультуру мероприятием серьезным и обязательным, а то, что важно и обязательно, очень быстро надоедает. Поэтому предлагаем заменить зарядку на веселое времяпрепровождение – зарядку между делом.
С утра пораньше маленькие дети просто обожают нырять в кровать к родителям. Это самое лучшее время и место заняться тренировкой:
1. «Обнималки». Это первое упражнение. Отличный массаж и масса удовольствия!
2. «Дрожалки». Ляжем на спину, руки и ноги удобно вытянем и – начинаем вибрировать, извиваться всем телом. Чем мельче движения – тем лучше. Поднимите руки и ноги и потрясите ими. Весьма полезно для капилляров. Занимайтесь так сколько хочется, пока вам весело и приятно. Покувыркаться-поползать тоже не возбраняется.
3. «Ветерок». Вы – ветерок, малыш – листик. Подуйте на листик, и он улетит с кровати. А теперь наоборот: ребенок-ветерок выдувает из постели вас. Развивает дыхание и дает возможность вылезти из постели без рыданий.
Варианты: упражнение на дыхание можно сделать и у окошка. Когда раздвигаете шторы, открываете форточку – подышите на них так, чтобы они заколыхались от вашего совместного дыхания.
Вместо штор можно использовать воздушный шарик, легкие новогодние снежинки, подвешенные на ниточках, птичье перо, которое надо сдуть с ладони. (Посоревнуйтесь: кто сильнее? Кто тише? Кто дольше продержит предмет в воздухе?).
Тот же самый воздушный шарик можно положить аккуратненько на пол, затем встать на четвереньки и – кто кого передует?
4. «Потягушечки». Развесим игрушки на стены (на крючки и гвоздики) на разных уровнях: высоко и низко. Это и украшение, и потягушечки: надо дотянуться и поздороваться с каждой.
5. «Приседалки». Ногу положите на край кровати (батареи, дивана, кресла, стула). И в таком положении делайте приседания и наклоны. Отличная растяжка!
6. «По дорожке, по тропинке». Внимательно рассмотрите коврик на полу и договоритесь с ребенком, что отныне вы ходите по нему необычно: вприпрыжку, вприсядку, гуськом… Можно выбрать какой-нибудь рисунок на ковре и двигаться точно этим узором.
Варианты: «Ручеек», «Мостик». Положите длинную ленту на пол; надо пройти по ней и не оступиться в «воду».
7. «В тоннеле». Поставьте два стула (или журнальный столик) таким образом, чтоб он всегда попадался вам на пути. Обходить его нельзя! Через препятствие надо перешагнуть или пролезть на четвереньках между ножек.
8. «На горке». Через всяческие подушки, лежащие грудой на полу (если вы завели такое удовольствие для крохи), можно и перелезать, и перепрыгивать. Или сражайтесь с ними – просто так, для веселья, тренировки мышц, ловкости и координации движений.
9. «Мишка косолапый». Обуйте тапочки на руки и дойдите до… куда вы там решили дойти? (Таким упражнением малыша легко заманить в то место, куда он идти не желает, например, в ванную – чистить зубы.)
- «Полезная пара». У вас две кровати стоят недалеко друг от друга? Обопритесь на каждую руками и сделайте «уголок». Вместо кровати можно использовать спинки кресел. Кстати, если вы привыкли смотреть телевизор, сидя в удобном кресле, не вставайте сразу по окончании программы. Попробуйте, опираясь на подлокотники, сделать «уголок». Даже если не получится, мышцы все равно поработают. И малыша приобщите.
11. «Собиралки». Берете обыкновенную колоду карт (лото, плоскую мозаику) и подбрасываете ее. Карты разлетаются по комнате, а вам их надо подобрать по одной. Малышу будет веселее, если вы скажете, например, что отправляетесь в лес за грибами или шишками. Разбрасывайте по очереди, собирайте вместе. Причем последнее можно делать по-разному: не сгибая колен; приседая (спина прямая), а, не наклоняясь, собирая пальцами ног и ногой же укладывая в коробочку.
12. «Не проходите мимо!». Прекрасно, если вы установили домашний турник – для больших и маленьких. Каждый раз, проходя под ним, немного повисите, уцепившись за верхнюю раму – это очень полезно для позвоночника. Вместо турника можно использовать дверной проем. Ну, а малыш может повисеть на спинке кресла или дивана. Кто из вас продержится дольше?
13. «Скачки». Подметать и чистить пол – занятие скучное. А если поскакать на венике и на швабре наперегонки с малышом?
Самое главное в этих упражнениях – хорошее настроение. А положительные эмоции закрепляют привычку.
подробнее... / свернуть