Методика проведения специально организованной деятельности - Самохваловичский детский сад
Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Методика проведения специально организованной деятельности

Методика проведения специально организованной деятельности в учреждении дошкольного образования

Образовательный процесс в учреждении дошкольного образования многопрофилен. Немаловажным условием достижения каждым воспитанником стандарта дошкольного уровня образования, овладения им базисом для обеспечения преемственности при переходе к следующей возрастной и образовательной ступени является также обучение, осуществляемое педагогами в процессе регулярно проводимых занятий в дошкольном учреждении.

Кодексом Республики Беларусь об образовании (статья 139 п.11) определено, что основными формами организации образовательного процесса являются игра и занятие . Стандартом дошкольного образования чётко обозначены особенности использования игры и занятия в образовательном процессе.

При организации и проведении занятия воспитателю необходимо знать, что:

  • занятие чётко регламентировано по времени в соответствии с возрастом детей;
  • занятие характеризуется наличием познавательной цели, программного содержания, учебной задачи, учебных действий, обязательного участия взрослого, его контроля и оценки ;
  • занятие имеет чётко выраженную структуру: начало, ход и окончание.
  • при организации образовательного процесса дети не изучают основы наук, а получают систематизированные представления об окружающем мире и овладевают специальными навыками (слушать воспитателя, отвечать на вопросы, задавать их, действовать по инструкции, в старшем дошкольном возрасте ставить или принимать познавательную задачу, планировать её достижение, оценивать свои результаты, сравнивать их с другими) ;
  • при проведении занятия особенно важны такие факторы, как интерес одобрение и доброжелательность взрослых, высокая эмоциональная насыщенность процесса, положительный эмоциональный климат, интонационная выразительность речи воспитателя;
  • преобладание возбуждения над торможением у детей дошкольного возраста указывает на необходимость построения кратких, чётких инструкций к заданиям, использования преобладающего числа простых предложений. Так как дети дошкольного возраста в силу возрастных психологических особенностей торопятся приступить к выполнению задания учитывать, что:

Занятия классифицируются:

по количеству обучаемых – индивидуальные, подгрупповые, групповые;

по       дидактическим  задачам  —   усвоение   нового,  закрепление  ранее приобретённого, творческое применение представлений, умений, навыков;

по содержанию дошкольного образования – доминантное («Физическая культура», «Ребёнок и общество», «Элементарные математические представления», «Ребёнок и природа», «Развитие речи и культуры речевого общения", ”Развіццё маўлення і культура маўленчых зносін”, Подготовка к обучению грамоте (со старшей группы), «Искусство»; интегрированное (объединение содержания нескольких образовательных областей).

Успешность проведения специально организованной деятельности воспитателем определяют три условия:

1.   хорошее знание программы;

2.    владение методикой обучения;

3.    знание возрастных и индивидуальных особенностей и возможностей детей своей возрастной группы.

Подготовка воспитателя к занятию включает:

1.  Планирование занятия:

•        определение программного содержания (в соответствии с темой занятия);

•        выбор методов и приёмов обучения;

•        предварительная работа (составление конспекта (плана) занятия в соответствии с учебной программой; работа с методической литературой).

2.       Подготовка оборудования, подбор дидактического материала

(оборудование, дидактический материал должны отвечать педагогическим, эстетическим и гигиеническим требованиям; при подборе учитывать их качество, правильность размещения на столах).

3.               Подготовка детей к занятию.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ И ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЯ

Дидактические требования к проведению занятия:

1.      Соблюдение принципов обучения (наглядности, доступности и др.)-

2.      Решение воспитательных и образовательных задач.

3.      Выбор методов и приёмов обучения.

4.      Сочетание нового и знакомого материала, связь с предшествующими занятиями.

5.      Организационная чёткость занятия (логическое завершение каждой части занятия и законченность в целом).

6.      Соответствие длительности занятия санитарно-гигиеническим нормам и требованиям учебной программы.

7.      Обеспечение усвоения программного материала всей группы в целом, каждым ребёнком в отдельности.

8.      Творческий характер занятия.

Гигиенические требования к проведению занятия:

1.    Своевременное проведение влажной уборки, организации проветривания группового помещения.

2.    Рациональное размещение мебели, оборудования и материала. Соответствие мебели росту детей.

3.    Соответствие методики занятия возрастным, индивидуальным и психофизиологическим особенностям детей.

4.    Смена поз детей в течение занятия.

5.    Чередование различных видов деятельности на занятии.

6.    Привитие культурно-гигиенических навыков (например, при проведении видов изобразительной деятельности - закатать рукава, помыть руки и т.д.)

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

На каждом занятии выделяется следующая структура:

1.     Начало занятия (организационный момент: вызвать у детей эмоциональный положительный настрой, формировать мотивацию к деятельности и др.)

2.     Ход занятия (основная часть занятия: организация активной, самостоятельной, практической, познавательной деятельности детей). В ходе занятия воспитатель приучает детей к самостоятельному выполнению поставленной задачи, например, рисовать, отвечать на вопросы. Также воспитатель учит детей планировать свои действия, формирует учебные навыки, навыки самоконтроля. Воспитатель при проведении занятия осуществляет индивидуальную работу с детьми, использует различные приёмы активизации самостоятельного мышления детей.

3. Конец занятия (подведение итога: во 2 младшей группе даётся положительная оценка; в средней группе воспитатель подходит дифференцированно; в старшей группе к анализу привлекаются дети). Воспитателю следует подчеркнуть достижения конкретного ребёнка в сравнении с его собственными успехами и неудачами, а не с достижениями других детей. Оценка деятельности детей на занятии должна быть содержательной оптимистической.

 МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ

Эффективность проведения занятия зависит от подбора и сочетания разных методов и приёмов обучения.

Методы обучения - это система способов взаимосвязанной деятельности воспитателя и детей, направленная на решение образовательных задач.

Метод - воспитывающий характер, должен быть ясным и определённым.

Главное в методах обучения - реализация образовательных, воспитательных, развивающих функций обучения. Методы обучения - путь познания окружающей действительности. Методы обучения взаимосвязаны и всегда дополняют друг друга. Выбранный метод обычно является для данного случая основным и сопровождается другими методами. Один и тот же метод обучения может применяться для разных учебных целей.

Приём - деталь метода или конкретный элемент, какого - либо метода.

Приём не имеет учебной самостоятельной задачи, подчиняется той задаче, которая выполняется данным методом.

Одинаковые приёмы обучения могут быть использованы в различных методах.

Основное различие между методами и приёмами обучения:

- методы направлены на решение общей учебной задачи, продолжительны по времени;

- приёмы направлены на решение частной задачи, непродолжительны по времени.

В дошкольной педагогике выделяют четыре группы методов:

1.                     Наглядные методы.

2.                     Словесные методы.

3.                     Практические методы.

4.                     Игровые методы.

Такая классификация обусловлена особенностями мышления ребёнка дошкольного возраста (преобладает наглядно-образное мышление)

Требования к методам и приёмам обучения:

1.   методы и приёмы обучения должны быть направлены на решение всех задач разностороннего  развития личности ребёнка;

2.   методы и приёмы обучения должны быть научны (в результате дети усваивают прочные умения, знания и навыки);

3.   методы и приёмы обучения должны быть доступны, соответствовать возрастным критериям;

4.   методы и приёмы обучения должны быть результативны.