Играем в шахматы и шашки - Самохваловичский детский сад
Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Играем в шахматы и шашки

Роль игры в шашки в развитии детей старшего дошкольного возраста

           Часто у родителей детей 5-7 лет появляются проблемы - чем и как занять вечернее время дошкольника, чтобы это приносило ему пользу и развивало его способности? Родители хотят вырастить своих детей успешными, умеющими преодолевать трудности, достигать поставленной цели. Но как привить ребёнку стремление к самостоятельному мышлению, как отвлечь ребенка от бесцельного сидения за компьютерными играми? Один из лучших способов – научить его игре в шашки!

         По массовости шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Эта мудрая народная игра прочно вошла в наш быт. Возраст ее весьма солидный – не менее 5 тысяч лет. Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной частью общечеловеческой культуры.

         Мирная шашечная борьба – это состязание в выдержке, логичности мышления, а также умении предвидеть развитие событий. Правила игры в шашки просты и общедоступны. Поэтому у некоторых людей существует об этой игре ошибочное мнение как о весьма легкой и простой. В действительности же научиться хорошо играть в шашки – дело далеко не легкое и не простое, так как игра эта содержит в себе много трудностей, тонкостей и глубины.

        Нет необходимости доказывать очевидную полезность игры в шашки.

        Благодаря играм в шашки дети учатся быть терпеливыми, усидчивыми, настойчивыми в достижении поставленной цели, вырабатывают в себе работоспособность, умение решать логические задачи в условиях дефицита времени, тренируют память, учатся самодисциплине. Решение большого количества систематизированных дидактических заданий способствует формированию у детей способности действовать в уме и развитию морально-волевых качеств.

         Как научить ребёнка играть в шашечную игру?

         Шашки — игра для двух игроков на многоклеточной доске, специальными фишкам – шашками. Используется по 12 фишек. Шашки есть почти в каждой семье, но лишь единицы современных дошкольников умеют и любят в них играть. А у взрослых на это и вовсе не хватает времени.                

Знакомство и обучение дошкольника игре в шашки происходит поэтапно:

          -Внимательно рассмотрите фишки (цвет, форму), доску, выделяя белые и черные поля. Дайте возможность ребенку обследовать руками фишки с наружной и внутренней стороны, убедиться в особенностях внешнего вида перевернутой шашки (будущей дамки).

          -Дайте ребенку две фишки разных цветов и объясните, что шашки на поле (независимо от их цвета) стоят и двигаются только по черным клеткам. Это необходимо  для того, чтобы шашки соперников встретились в игре. Предложите ребенку самостоятельно разместить свои фишки в любом месте доски, при этом следите за правильностью их расстановки на черные поля.

           -Предложите ребенку правильно расставить шашки на игровом поле, объяснив, что перед началом игры фишки разных цветов находятся на своих половинах игрового поля. При этом центр поля свободен для того, чтобы можно было совершать ходы. Размещать шашки следует в три ряда от ближнего к себе края игрового поля и только на черные клетки

          - Переходим к обучению ходам по диагонали вперед на свободное соседнее черное . Объясните ребенку смысл игры —  уничтожить шашки соперника при продвижении своих шашек вперед. Простая фишка назад не ходит. Проигравшим считается тот, у кого не осталось на игровом поле шашек.

          - Проведите тренировочную игру с ограниченным количеством шашек на поле. Отрабатывая ходы, ребенок рано или поздно столкнется с положением, когда шашки соперников встретятся и будут находиться на соседних полях по диагонали, а поле за шашкой соперника свободно. Взрослый показывает, что тот из игроков, чья очередь делать ход, обязан взять (бить, «съесть») шашку противника и убрать ее с поля. Простая шашка может бить шашку соперника и ходом назад.

          - Расскажите ребенку, что в любом бою, в том числе в шашечном, есть герои. Это простые шашки, которые достигнув последнего ряда поля соперника, становятся ударными шашками-дамками и продолжают бой. Дамка может ходить по всем диагоналям игрового поля, уничтожая шашки соперника. Она представляет собой перевернутую фишку.

          - Взрослый спрашивает у ребенка, кто должен ходить первым и объясняет, что игру в шашки всегда начинают белые. Он также демонстрирует, как можно провести жеребьевку, спрятав разные по цвету шашки в левой и правой руках.

      Игра требует полного сосредоточения, внимания, обзора всего поля. Как правило, ребенок так увлечен своей стратегией, продвижением шашек, что не может оценить картину на доске в целом, не замечают ходов соперника и динамики изменения ситуации.

       Задача взрослого — научить детей правилу: перед тем как сделать ход, необходимо оценивать ситуацию на доске, следить за всеми шашками на игровом поле, а также прогнозировать развитие ситуации.

       Умные, талантливые и сильные духом дети - это залог будущего процветания нашей страны!

Источник: http://ds71.detkin-club.ru

Консультация для родителей

«Шахматы в дошкольном возрасте»

         

      В наши дни шахматы стали не только спортом, но и верным методом в воспитании детей. Предлагаю вашему вниманию полезную информацию про шахматы. В этой рубрике вы узнаете: «Что такое шахматы»? « Когда лучше начать заниматься с детьми шахматами»? « Чем полезны занятия шахматами для ребёнка»? « Правила игры в шахматы»  и многое другое.

      

ШАХМАТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ

      Шахматы — старинная и очень увлекательная игра, помогающая в развитии памяти и логического мышления. Это отличная возможность расширения кругозора ребенка, прекрасное средство внесения разнообразия в его досуг, ускорения развития малыша. Шахматы дают возможность развития интеллекта в игровой форме. Игра будет развивать мышление, научит ребенка обобщать и сравнивать, делать выводы. Обучение игре в шахматы дает формирование таких нужных качеств, как усидчивость, внимательность и организованность.

Чем полезны занятия шахматами для ребенка?

1.     Шахматы развивают память, логическое мышление, пространственное воображение, вырабатывают усидчивость, внимательность, целеустремленность. Ребенок учится делать логические выводы – мыслить самостоятельно.

2.     Шахматы развивают в ребенке способность принимать решения в условиях неопределенности и отвечать за них, а значит, и самостоятельность. Не менее важно умение длительное время концентрироваться на одном виде деятельности (что для гиперактивных ребят выполняет еще и коррекционную функцию).

3.     Шахматы учат правильно относиться к неудачам и ошибкам – анализировать причины неудач, делать выводы и применять их в будущем. Помимо интеллекта, развивается изобретательность и творческие способности, этому особенно способствует решение комбинаций, задач и, конечно же, «музыки шахмат» — этюдов.

4.     Шахматы учат мыслить системно и стратегически, развивают способность к анализу, а самое главное – дети учатся создавать внутренний план действий (действовать в уме). Этот навык является ключевым для развития мышления в целом, и именно при помощи интеллектуальных игр, и в частности шахмат, его проще всего выработать.

Функции шахмат в развитии детей

В дошкольном возрасте шахматы играют важную роль в развитии ребенка. Они выполняют сразу несколько функций.

  • Познавательная. Играя в шахматы, ваш ребенок научится мыслить, логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть реакцию соперника, сравнивать. Малыш узнает много нового и интересного. Кроме того, игра способствует развитию фантазии и творческих способностей.
  • Воспитательная. Придя в школу, многие дети не могут усидеть на одном месте и сосредоточиться на уроках. Шахматы же вырабатывают выдержку, собранность, внимательность. Дети учатся самостоятельно принимать решения и спокойнее относиться к неудачам.
  • Физическая. Сидеть долго за доской очень трудно. Надо обладать большим запасом сил и выносливости. Поэтому у всех гроссмейстеров есть тренеры по физподготовке.

Как начать обучение шахматам

Оптимальный возраст для первого знакомства малыша с шахматами - три-четыре года. Основная форма - игровая. Ни в коем случае не ставьте своей целью вырастить "нового Крамника". Не принуждайте ребенка заниматься - рискуете "перекормить" его шахматами. Потрудитесь лучше над тем, чтоб заинтересовать малыша.

Отдавать его сразу в шахматный клуб не стоит. Во-первых, неизвестно, как поведет себя ребенок в новой обстановке с чужими людьми, а во-вторых, практически везде занятия платные. А так как на начальном этапе главное - привить интерес к игре и рассказать основы, то это смогут сделать и родители.

Первый шахматный урок

Первый урок должен быть ярким, веселым, запоминающимся. Ребенок прежде всего ждет от него праздника и удивительных историй с приключениями.

В помощь себе купите учебник, посвященный детским шахматам.

Для начала расскажите ребенку сказку про "короля, королеву и их свиту", покажите ему красочные книжки с фигурами на картинках, инсценируйте сценку, используя любимые игрушки ребенка.

Мальчикам, обожающим "войнушку", можно сказать, что доска - это поле битвы, а фигуры олицетворяют разного рода войска.

Не рассчитывайте сразу же играть целые партии с 5-летним ребенком. В течение первого года он должен усвоить только, как ходит та или иная фигура. Придумайте нетрудные задачки, цель которых - научить ребенка анализировать и понимать, куда в той или иной ситуации может пойти пешка, конь или ферзь.

Первые уроки должны длиться не более 20 минут. Не забывайте и о физкультминутке. Ребенку необходимо отвлекаться и разминаться. Заканчивать надо до того, как ему станет скучно.

Детские шахматные турниры

Чтобы заинтересовать ребенка, родители часто подыгрывают ему. Не переусердствуйте! Будет только хуже. Ребенок может привыкнуть к легким победам и остановиться в своем развитии. Тогда есть большая вероятность, что первое же поражение больно ударит по неокрепшей психике малыша и навсегда погубит его интерес к шахматам. Объясните ребенку, что это всего лишь игра и нельзя воспринимать поражение как трагедию.

Соревнования между детьми проводятся начиная с 8-летнего возраста, но не спешите записывать ребенка в список участников. Не все дети в этом возрасте морально готовы к соперничеству. Психологи советуют подождать до 12 лет.

На занятиях по развитию мышления при помощи шахмат не ставится цель получить хорошие спортивные результаты. В дошкольном и школьном возрасте такая нагрузка может оказаться непосильной. Не каждый ребенок способен стать чемпионом. Но обучение ребенка шахматам с раннего возраста является отличной умственной гимнастикой и залогом хорошего школьного обучения. Поэтому чаще всего шахматы – это важная составляющая гармоничного развития, одна из ступенек жизненного успеха.

Шахматы для детей, страдающих от гиперактивности, слишком часто испытывающих состояние перевозбуждения, являются и коррекционным моментом. Такие дети во время игры в шахматы успокаиваются, становятся более уравновешенными, учатся сосредоточенности на одном виде деятельности. Глубоким заблуждением является то, что шахматы это тихая игра. Ребенку трудно скрывать свои эмоции, он должен рассуждать вслух. Такая форма усваивания информации наиболее эффективна. Дети не просто играют в шахматы, изучая различные комбинации в игровой форме. Они проговаривают ходы, рассуждают, делятся своими впечатлениями.

На начальном этапе заниматься с ребенком шахматами должны его родители, ведь только его мама и папа знают возможности и склонности своего дошкольника. И такие занятия – осторожно дозируемые и бережно направляемые – при увлечении малыша шахматами, могут принести только пользу. Обучение ребенка шахматам можно проводить самостоятельно, даже не имея навыков игры.

Для этого нужно обзавестись необходимой литературой, изучить ее и вместе со своим ребенком начать заниматься. Процесс это интересный и увлекательный, учитывая то огромное количество литературы, которое издается сегодня и посвящено именно обучению детей шахматам.

Отметим, что знакомить ребенка с правилами шахмат необходимо в форме игры (имеются в виду игры, уже знакомые малышу), и даже больше – превратить в игру весь процесс обучения.

Правила игры в шахматы

В шахматы играют на специальной доске два соперника, у каждого по 16 фигур, расставленных, как показано на рисунке. Игроки ходят поочередно, белые делают первый ход. Фигуры перемещают по особым схемам (описанным ниже).

Перемещение фигур:
Пешка (пеший воин) может за один ход продвинуться на одну клетку прямо вперед, а при первом ходе на две клетки. Пешка «бьет» чужую фигуру на клетке впереди и впереди по диагонали. Добравшуюся до противоположного края доски пешку можно обменять на любую пленную фигуру, даже королеву.
Королева (визирь) – самая сильная фигура в игре. Передвигается на любое количество клеток в любом направлении.
Король (в древней игре тоже король) передвигается в любом направлении на одну клетку. Когда игрок лишается своего короля, то он считается проигравшим.
Слон (епископ) может передвинуться на любое количество клеток по диагонали.
Конь (всадник) может продвинуться на две клетки вперед или назад, а затем на одну клетку влево или вправо. Он может перепрыгивать через другие фигуры.
Ладья (колесница) может за ход продвинуться на любое количество клеток вперед или назад, вправо или влево.

Цель игры – взять в плен чужого короля. Вражескую фигуру можно «съесть», если поставить свою фигуру на ее место. Поверженные фигуры убирают с доски. Когда чей-либо король находится на клетке, где при следующем ходе ему грозит «плен», то ему объявляют «шах» и он обязан отойти на безопасную клетку. Если таковой не находится, то королю объявляют еще и «мат». На этом игра заканчивается поражением той стороны, которая потеряла короля.


                                            Что дает игра в шахматы ребенку?
В первую очередь, играя в шахматы, ребята учатся самостоятельно мыслить и принимать решения. Даже самые простые решения (например, какой фигурой сделать ход), которые могут повлечь не такие большие потери (самое страшное – проигрыш) – приучают детей к самостоятельности и ответственности.
Во время занятий шахматами ребенок учится концентрировать внимание на одном процессе, у него вырабатывается усидчивость, формируется произвольность психических процессов, таких, как внимание и память. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают. Игровой опыт позволяет встать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и на основе этого строить свое собственное поведение.

Шахматы – эффективная модель для формирования у ребенка механизма «действия в уме», что является важнейшим фактором развития интеллекта. Играя в шахматы, дети учатся проигрывать всю ситуацию в уме, прежде чем сделать свой ход. В шахматной игре у ребят формируется навык внутреннего плана действий. Уже в начальной школе дети сталкиваются с заданиями, требующими этого качества. Овладев данным навыком, ребенок умеет планировать свое время, стратегически мыслить и достигать поставленных  целей.

Процесс обучения азам этой древней игры способствует развитию у детей ориентирования на плоскости, пространственного воображения, формированию аналитико-синтетической деятельности, учит ребят запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, содействует совершенствованию таких ценнейших качеств, как внимательность, терпеливость, изобретательность, гибкость. Всех тех качеств, которые будут так необходимы ребенку уже в первых классах современной школы.
Игра в шахматы организует чувства ребенка, его нравственные качества, воспитывает характер и силу воли. Желание побеждать заставляет ребёнка серьезнее заниматься, а любая ошибка или поражение – это только новая возможность для развития.
И, наконец, шахматы учат творчеству. В отличие от многих школьных дисциплин, в шахматах нет готовых ответов на все вопросы. Ребенок учится соотносить мыслительные процессы с практическими действиями, творчески применять полученные на занятиях знания, искать нетривиальные решения и создавать прекрасные комбинации на доске.
Для ребенка же шахматы – увлекательная игра, интересная практическая деятельность, которой он занимается с удовольствием.
Наиболее оптимальный возраст для начала обучения шахматам – 4-6 лет. В этот период дети без труда овладевают всем новым. Большинство известных гроссмейстеров начинали играть именно в этом возрасте.
«Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом» (А. Франс).
Поэтому, вводя детей в удивительный мир деревянных королей, мы широко используем шахматные сказки, ребусы, загадки, шарады, метаграммы, занимательные задачи, викторины.

О пользе шахмат для детей

Эта древнейшая игра на протяжении всей своей истории увлекает миллионы людей. Сегодня это еще и популярный вид спорта. О пользе игры в шахматы говорится давно и много. Но особенно эта игра полезна для детей. Чем именно, разберемся по порядку.

1. Развивается логическое мышление.
Зная все правила игры, ребенок начинает выстраивать свою линию нападения и защиты. Во время поиска необходимого хода он разрабатывает несколько комбинаций. Затем начинает логически рассуждать и решать, какая же из них лучше? В этом момент у ребенка активно развивается левое полушарие мозга, отвечающее за логический компонент, построение грамотных и последовательных цепочек. Очень важно, что при построении этой цепочки юный шахматист должен учитывать возможные ходы противника, а значит, его мозг работает за двоих. Ребенок учится логически думать, рассуждать и искать лучший ход.

2. Ребенок учится самостоятельно принимать решение.
Решение это - его собственное, а значит и важность его возрастает. В этот же момент формируется уверенность в себе и в своих решениях. 

3. Ребенок приучается к порядку и сосредоточенности.
Речь идет об упорядоченности в мыслях. Размышляя над следующим ходом, ребенок учится не принимать поспешных решений, он сосредотачивается над каждым ходом. Продумывая цепочку своих действий, он параллельно предугадывает последовательность ходов противника. Все это возможно только при упорядоченности мыслей в голове ребенка, а также при полной сосредоточенности на игре. 

Все перечисленные качества - основа для дальнейшего развития ребенка. С развитым логическим мышлением, самостоятельностью и сосредоточенностью его успеваемость в школе всегда будет высокой. Такой ребенок уверен в своих способностях и возможностях, в своих знаниях и умениях. 
Радует, что у нас в республике огромное количество детишек занимается в шахматных школах. На занятия они ходят с огромным удовольствием. Играя, они формируются как личности, развиваются, и в будущем их ждут большие победы!

https://docviewer.yandex.by/view/1484326672/?page=1&*=lrSKAOqX7hGbSpnh%2Bk9VKW2o5Jt7InVybCI6InlhLWRpc2stcHVibGljOi8vRkZsclFzdUsvWUZuQlRmTVNMTjFOUDJsakZ0bnQrZHlpNXF1alYrd3htanZVMUwwY2UzWFhPWlNGa0RBOUFXOXEvSjZicG1SeU9Kb25UM1ZvWG5EYWc9PSIsInRpdGxlIjoi0KjQsNGF0LzQsNGC0L3Ri9C1INC40LPRgNGLINC60LDQuiDQvNC10YLQvtC0INC%2B0LHRg9GH0LXQvdC40Y8uZG9jeCIsIm5vaWZyYW1lIjpmYWxzZSwidWlkIjoiMTQ4NDMyNjY3MiIsInRzIjoxNjYzNjU2NDk0MjkwLCJ5dSI6IjUyNjg3NTEzNDE1NDc4MTUwMjEifQ%3D%3D

Разучивание стихов с ребенком расширяет его словарный запас, развивает речь и память, улучшает произношение. Стихи про шахматы достаточно эффективны для обучения шахматам детей. Помимо того, что они знакомят ребенка с шахматной тематикой, так еще и дают общее представления о правилах игры.

Однако такой метод обучения шахматам дается не всем детям одинаково легко. Для одних детей важен ритм стиха, других важно понимать смысл, а третьим легче запомнить стихотворение с помощью иллюстраций. Как лучше всего учить стихи про шахматы с вашим ребенком, вам предстоит определить самостоятельно.

Стих о ладье

Ладья имеет крепкий вес,

Она матует там и здесь.

Хоть она не грациозна

К ней относятся серьезно.

И словно подлодка

Прямою наводкой

В несчастного короля

Прицельно стреляет ладья.

  

Стих про короля                                        

А сейчас я вам, друзья,

Расскажу про Короля.

Самый главный, самый важный

Наш Король — боец отважный.

В заварушке не струхнет -

Врукопашную пойдет.


Стих о Ферзе

Ферзь тяжелая фигура,

Слишком тонкая натура.

Самый сильный Ферзь и быстрый

Стал он шахматным министром.

«Очень я люблю на ужин

Что-то вкусное покушать.

Беззащитная Ладья?

Проглочу-ка ее я!»

 

Стих о шахматных слонах

Дальнобойные они,

Белопольный, чернопольный,

В связке нет слона прикольней.

Слона зовут фигурой легкой

Он ведь легок на подъем,

Все отлично со сноровкой -

Для Ферзя помощник ловкий.


Стих о шахматных часах.

А еще нужны часы нам,

Чтобы время узнавать,

Не успеешь мат поставить,

Значит можешь проиграть!

 

Стих о шахматах

Шахматы — это интересно,

И для головы полезно,

Шахматы — это обучение,

Шахматы — это развлечение,

Это множество друзей,

Вместе с другом веселей.

 

Стих о шахматах

В каждом отряде — ты сам погляди —

оба угла занимают ладьи.

Рядом с ладьями кони видны,

рядом с конями встали слоны.

Кто ж посредине? Ферзь с королём —

самые главные в войске своём.

Чтобы не путать, какие поля

тут для ферзя и для короля,

нужно запомнить одну из примет:

ферзь выбирает свой собственный цвет —

белый на белом квадрате стоит,

чёрному чёрный удачу сулит.

Есть свой квадрат у любого ферзя,

путать ферзей с королями нельзя!

А перед всеми — ладьёй и конём,

перед слоном, королём и ферзём —

пешки-малышки стали стеной,

им начинать этот сказочный бой.

 

Стих о коне 

Не мила коню неволя,

перед ним простор широк,

очень ловко на два поля

совершает конь прыжок,

замечательный прыжок:

поле — прямо, поле — вбок!

Ну, а если угрожает

окружения заслон,

через тех, кто окружает,

перепрыгивает он,

совершает конь прыжок:

поле — прямо, поле — вбок.

Замечательный прыжок:

поле — прямо, поле — вбок!

 

Четверостишие про ладью

Её манёвр — сплошной кроссворд.

Горизонтали, вертикали…

Ладье по нраву — «тихий» ход,

Но вот — удар, и враг в печали!

 

 Стих про шахматную доску

Вся в квадратах — белых, чёрных —

деревянная доска,

а ряды фигур точёных —

деревянные войска.

Люди их передвигают,

коротают вечера,

люди в шахматы играют —

интересная игра!

Ты, дружок мой, без опаски,

без смущения вступай,

 словно в мир чудесной сказки,

 в чёрно-белый этот край.

Что? Трёхглавые драконы

 нас не ждут здесь? Не беда!

Тут зато лихие кони

 и пехота хоть куда!

Тут ферзи, слоны отважны,

мчатся поперёк и вдоль,

и, совсем как в сказке, важный

возвышается король.

Тут герои в каждом войске,

 и выходит рать на рать

 хитроумно и геройски

воевать и побеждать!

 

Стих про шах

На тебя решил нагнать

твой противник страх:

королю сейчас опять

объявил он шах.

Ты пугаться не спеши

вражеских атак,

поразмысли-ка в тиши:

может, шах — пустяк?

Короля-владыки честь

войску дорога —

посмотри, нельзя ли съесть

дерзкого врага?

А ещё я путь другой

подсказать могу:

ты дорогу перекрой

этому врагу.

Стань фигурою своей

на его пути —

короля всего верней

сможешь так спасти.

Подскажу тебе, позволь,

я и третий путь:

не сумеет ли король

в сторону шагнуть?

 

Стих про ферзя

Ферзь в шахматах, можно сказать, чемпион,

и шаг у ферзя широк.

Ферзь может ходить, как ладья и как слон — и прямо и наискосок.

Направо, налево, вперед и назад…

А бьёт он и вдаль и в упор.

И кажется, будто ферзю тесноват

доски чёрно-белой простор.

Ферзь очень опасен вблизи и вдали —

ты больше вниманья ферзю удели.

Стих о слоне 

Если слон на белом поле

встал вначале (не забудь!),

он другой не хочет доли —

знает только белый путь.

А когда на поле чёрном

слон стоит, вступая в бой,

ходит, правилам покорный,

чёрной тропкой слон такой.

До конца игры слоны

цвету одному верны.

 

Четверостишие о ферзе

Ферзю дана большая власть –

Не удовольствие, а бремя.

Возглавить бой, сразить, напасть,

Но рисковать всё это время

Четверостишие о слоне

Лишь одноцветные поля

Слона в походе привлекали.

Он на чужого короля

Нацелен по диагонали.

Стих о рокировке

Раз в игре король неловкий

 прибегает к рокировке —

длинный делает прыжок

в безопасный уголок.

Вот ладье он дал приказ:

 «Подойди ко мне сейчас!»,

совершил прыжок лихой

и укрылся за ладьей.

 

Мы могли на ней бы плыть
С русским князем по воде,
Но позволено ходить

И по клеточкам…   
(Ладья)


Быть особо защищённым –
У него такая роль, 
Это правило резонно,
Потому что он -…
(Король)             


 

Обитает не в саванне,
И не так огромен он, 
Но такое же названье
У фигуры этой -… 
(Слон)


Он, не цокает, конечно,
Но легко перешагнём 
Через ряд фигур и пешек
Этим шахматным…
(Конем)

 


Кто не любит прыг да скок?
Кто ходить привык неспешно 
И берёт наискосок?
Ну конечно, это -…
(Пешка)


 

Это правило известно,
Короля нам есть нельзя, 
Но свободно можешь есть ты
Вместо этого…
(Ферзя)


 

Она маленький солдат,
Храбрый и отважный,
Ход в две клеточки она
Делает однажды.
(Пешка)


Кто с G2 на K4
Ходит буквой “Г”?
Через головы скакать
Может он вполне.
(Конь)


Он наискосок идет,
Только прикажи.
В плен противник попадет,
Вставший на пути.
(Слон)


Может он ходить и прямо,
И наискосок.
Высоко его оценит 
Опытный игрок.
(Ферзь) 


Ходит очень осторожно
На один шажок, 
Ненавидит слово “Шах”.
Вот и все, дружок. 
(Король)

Скучно было детворе
Ранним утром во дворе.
– Знаю я одну игру, –
Сказал ребятам Петя. –
Где б я ни был и везде
В нее играют дети.
В игре той есть ладья и ферзь,
Слон, конь и пешек ряд,
А возглавляет всех король –
Его хранит отряд.
Хочу задание вам дать:
Игры названье угадать!
(Шахматы)

Вот я выиграл почти,
И заранее был рад, 
Но сопернику зайти
Удалось в ничейный…
(Пат)

Это есть не пораженье,
Не фиаско, и не крах, 
А всего лишь нападенье –
Королю объявлен… 
(Шах)

Иногда король с ладьёй
Ходят вместе очень ловко, 
Шахматисты ход такой
Называют…
(Рокировкой)

Если в шахматы играешь,
То, конечно, это знаешь –
Будет лучший результат,
Если ты поставишь… 
(мат)

Шахматная сказка про шаха

 

Давным-давно, 2000 лет назад, в одной прекрасной стране с названием Индия жил да был один очень могучий, сильный и богатый шах Шеран-Шихран.
Было у него множество дворцов, крепостей и огромная армия ЧАТУРАНГА, с которой он совершал набеги на своих недругов-соседей. Вскоре он всех противников победил-покорил, потому что в его армии было сто тысяч пеших воинов, тринадцать тысяч закованных в латы боевых коней и всадников, быстрые и мощеные колесницы, а самое главное – непобедимые слоны. Раньше, когда не было танков и ракет, слоны считались самым грозным в мире оружием!
Никто не мог их остановить. Ни человек, ни непроходимый лес, ни стена! Всё они могли преодолеть, всё разрушить на пути.
И вот, когда воевать стало не с кем, заскучал великий государь. Это сейчас можно прийти домой, и посмотреть мультики или поиграть на компьютере. Раньше не было ни телевизоров, ни магнитофонов, ни прочей всяческой техники. Царская охота ненадолго развеяла скуку нашего шаха. Очень скоро все слоны да бегемоты были выловлены, все страшные тигры да крокодилы на цепь посажены. Ни войны, ни охоты!
Посидел Падишах на троне да на печи неделю-другую и закричал от скуки страшным голосом: «Скучно! Подать мне сюда всех великих мудрецов да чародеев! Прибежали испуганные мудрецы: «Что тебе надобно, царь-государь?» «Развеселите меня! Придумайте забаву царскую, чтоб не грустилось мне. Как угодите мне – велю золота отсыпать, сколько унесёте, а нет – мой меч – голова с плеч!» — Так раньше у царей водилось.
Опечалились мудрецы, пригорюнились и пошли думать, как грозному шаху-падишаху угодить. Дал на все думы царь лишь три дня и три ночи. Начали мудрецы лбы морщить да головы себе чесать. Время назначенное проходит, зовёт их грозный владыко к себе. «Ну что, придумали?» — спрашивает. Один чародей достаёт кубики золотые, цепочки серебряные.
Поиграл цепочками царь, побросал кубики. Не понравилось! «С глаз долой!» — закричал. Хорошо ещё, казнить не велел. Второй мудрец вынул шары изумрудные да кегли мраморные. Покатал правитель шары, тоже не обрадовался этой «детской» забаве. Скоро все мудрецы были прогнаны, лишь один самый известный из них остался. «Ну, а у тебя, что за игрушка?» — спрашивает грозный царь.
Достаёт самый старый мудрец из мешка деревянный ящичек и раскрывает его, а там – деревянные фигурки. Закричал царь, затопал ногами: «Что это такое?! Другие мне золото, бриллианты приносили, а ты что принёс!»
«Не всё то золото, что блестит!» — мудрец отвечает.
Посмотрел внимательнее царь и узнал в деревянных фигурках всё своё войско: и коней, и пехоту, и крепости и своих генералов, а в одной фигуре узнал даже самого себя.
Мудрец достал шахматную доску и на одном краю выстроил армию белого короля, а напротив, на другом краю доски, чёрное войско.
Падишах с усмешкой спрашивает: «Ты считаешь, что я, великий воин, победитель всех народов, имеющий самую могучую армию в мире, не смогу справиться с небольшим отрядом деревянных игрушек?»
Мудрец молвил: «Давай, повелитель, попробуем!» — объяснил царю правила игры, и они начали сражение. И вскоре индийский правитель увидел, что управлять небольшим отрядом шахматных фигур гораздо сложнее, чем целой армией. Так понравилась ему игра, что все дни и ночи проводил он за ней. Мудреца велел шах по царски наградить.
Когда царь добирался до шахматного короля противника, то он по своей былой военной привычке окликал врага: «Эй, шах!» А когда вражеский король падал сражённый, то великий падишах с грустью говорил: «ШАХУ МАТ!» Сражение ведь кончилось на этом.
А царь так любил воевать. В переводе на русский язык слова царя означали, что король погиб.
С тех пор игра стала называться ШАХМАТЫ.

Фотоматериалы