Консультация для педагогов
Организация и оснащение предметно-развивающей среды по экономическому воспитанию старших дошкольников
Необходимым направлением реализации экономического воспитания старших дошкольников является усиление и обогащение предметно-содержательных характеристик среды, направленных на активизацию интереса, желания играть в экономические игры.
Во-первых, экономическая зона может быть представлена игровым оборудованием экономической тематики (игрушечные кассовые аппараты, банкоматы, машинки для счета денег, устройства для считывания штрих-кода, офисная техника, телефоны, рации, прилавки и пр.), наборами денежных купюр и монет, куклами разных профессий, муляжами продовольственных и промышленных товаров, печатей, готовых бланков, магнитных карт, а также разнообразный бросовый материал, отходы бумаги, упаковка, пластмассовая тара для изготовления по ходу игры недостающих атрибутов, детали для униформы работников, кошельки, корзинки для товаров, другие материалы экономической тематики.
Во-вторых, экономически развивающая среда включает альбомы монет нашей страны и валюты, экономическую карту родного города, библиотечку о деньгах, бизнесе, специальную подборку художественной литературы, дидактических игр, иллюстраций, фотографий.
Для удовлетворения экономических потребностей детей дошкольного возраста в познании окружающего мира в группах следует организовать следующие центры: познавательно – интеллектуального развития, сюжетно – ролевых игр, экологические центры, строительные центры, оздоровительные центры, уголки труда
Центры познавательно – интеллектуального развития способствует формированию познавательного интереса воспитанников к деятельному познанию детьми окружающего мира. Используются дидактические и настольно-печатные игры, при помощи которых расширяются представления детей о процессе создания предметов рукотворного мира, о профессиях людей, об инструментах, используемых ими для работы. Формируются навыки бережного отношения к окружающим предметам, экономному расходованию материала, развиваются навыки и умения безопасного обращения с предметами бытовой техники, обогащаются знания о предметах, позволяющих сохранить свое здоровье.
Строительные центры следует расположить недалеко от игровых, так как деятельность воспитанников в уголке конструирования часто переходит в сюжетно - ролевую. Это крупный и средний строительный материал, выполненный из дерева, пластика, модели готовых построек, мелкие игрушки для обыгрывания построек. В процессе конструирования дети обогащают знания о строительных профессиях , о строительной технике, у них развивается интерес к разным постройкам, воспитанники усваивают такие экономические понятия как качество предметов, экономное расходование материала, бережное отношение к орудиям труда, умение доводить начатое дело до конца.
Центры двигательной активности способствуют формированию представлений о потребностях человека, подводят к осознанию необходимости заботиться о своем здоровье.
Уголки труда способствуют закреплению полученных теоретических знаний на практике, помогают воспитывать качества будущего предпринимателя: ответственность, трудолюбие, хозяйственность, бережливость, умение взаимодействовать с партнёром.
Центры сюжетно – ролевых игр состоят из серии взаимосвязанных мини игровых блоков:
Игровые блоки по изучению «Правил Дорожного Движения» являются фундаментом для проведения сюжетно-ролевых игр: «Водитель скорой помощи», «Водитель автобуса», «Инспектор ГАИ», «Шофер», в процессе которых у детей формируется представление о профессии водителя, из каких трудовых операций состоит его труд, закрепляются правила безопасного поведения в общественном транспорте.
Игровые блоки «Семья» оборудованы для различных игровых действий с куклами (игрушечная мебель, коляски, сезонные наборы детской одежды, кукольная посуда, бытовые предметы). Наличие данного инвентаря способствует формированию знаний детей о том, что пища, воздух, вода, тепло, свет – главные физиологические условия поддержания жизни людей и всех живых организмов; помогает показать источники пищи, света, тепла и нацеливает детей на бережное отношение к ним. На базе данного центра проводятся сюжетно-ролевые игры такие как «Семья», «Одевание куклы на прогулку», «Обед матрешки», « Мой дом», «День рождения в семье», «Комната куклы Маши», которые помогают детям усвоить такие экономические понятия как экономика, потребности, нормы жизни, услуги. С помощью сюжетно-ролевой игры «Гости» воспитанники постигают знания о духовной пище, о культуре человека, формируются основы эмоционально - положительного отношения друг к другу и окружающим людям.
На базе игровых блоков «Поликлиника» можно оформить сюжетно - ролевые игры: «На приеме у врача», «Больница», «Кукла заболела», «Врач», «Аптека», которые способствуют обогащению знаний воспитанников о специфике работы медицинских работников, закреплению знаний о том, что красивая и счастливая жизнь зависит в первую очередь от нормального здоровья, и поэтому его надо беречь. Воспитывается у детей стремление сохранять и поддерживать свое здоровье и здоровье окружающих.
Игровые блоки «Магазин» помогают детям понять, что деньги в первую очередь являются средством обмена, покупки, платежа, они нужны для удовлетворения потребностей, желаний и нужд человека в условиях рыночных отношений. Сюжетно-ролевые игры: «Буслик», «Евроопт», «Мегатоп», «Рынок» и т.д. способствуют формированию у детей представлений о разнообразии товара, о работе продавца, кассира, о порядке совершения покупки, закрепляются навыки культуры поведения в общественных местах. Сюжетно-ролевая игра «Мы пошли на рынок » способствует пониманию того, где берут деньги люди, как их расходуют, что такое товар, обмен, купля, продажа, цена; как вести себя при покупке товара.
На базе игровых блоков «Салон красоты» организуются сюжетно – ролевые игры: «Парикмахерская», «Визажист», «Конкурс красоты» и т.д. Решаются следующие экономические задачи: формирование представлений о потребностях человека, ознакомление с профессиями и орудиями труда, взаимосвязи между представителями разных профессий и т.д.
На базе игровых блоков «Ателье» оформляются сюжетно - ролевые игры: «Швейная фабрика », «Дизайнер» и т. д., которые способствуют обогащению знаний воспитанников о работниках лёгкой промышленности нашего региона, формируются представления о потребностях человека, воспитывается бережное и разумное отношение к окружающим материалам. Наличие в группах различных видов театра, сделанных собственными руками, с успехом решают экономические задачи. Каждый вид театра включает в себя широкий спектр для закрепления экономических представлений у детей дошкольного возраста.
Примерный перечень дидактических, наглядных и игровых материалов.
Наглядный материал: серии картинок, плакатов, открыток «В мире профессий», «Что кому нужно для работы», «Кто - где работает», «Детский сад», «Откуда вещи пришли», «Бытовая техника»; фотоальбомы «Профессии детского сада», «Кем работают мои родители», «Профессии нашего края».
Медиа-презентации: «Все профессии нужны…», «На стройке», «Специализированные машины», «Бытовая техника».
Настольно-печатные игры: лото «Профессии», «Прогулка по городу», «Супермаркет», домино «Транспорт», «Орудия труда».
Атрибуты для сюжетно-ролевых игр:
«Семья» - макеты денег, кошельки, сумки, посуда, муляжи продуктов, фруктов, овощей , книга рецептов.
«Магазин. Супермаркет» - макет банкомата, кассовый аппарат, «игрушечные» деньги, ценники, корзины, наборы «Мучные изделия», «Молочные продукты», «Фрукты», «Овощи», игрушки.
«Рынок» - «игрушечные» деньги, ценники, наборы «Мучные изделия», «Молочные продукты», «Фрукты», «Овощи», игрушки, изделия детей.
«Кафе». «Пищеблок» - костюмы поваров, фартуки, кассовый аппарат, посуда, муляжи фруктов, мучных и колбасных изделий, овощей, фетровые наборы «Продукты», макеты «Сок», «Мороженое», «Меню».
«Парикмахерская» - набор «Парикмахер», зеркало, образцы причесок с ценами.
«Больница. Ветеринарная клиника» - костюмы врачей, набор «Доктор», кроватка.
«Аптека» - кассовый аппарат, ценники, макеты лекарств.
«Мастерская» - костюм мастера, инструменты, «Прейскурант».
«Путешествие (Автобус. Поезд. Самолет.)»- руль, фуражки, сумка кондуктора, «билеты».
«Ателье» - образцы тканей, элементы костюмов, зеркало, ценники.
«Прачечная» - стиральная машина, утюги, макеты моющих средств, корзины, «Прейскурант», кукольная одежда.
Итак, Организация развивающего и игрового пространства в группе детского сада является важным фактором для развития дошкольников и должна отвечать общим принципам доступности, безопасности, мобильности, многофункциональности, рациональности, полифункциональности, гибкого зонирования, стабильности , динамичности, что позволит создать оптимальные условия для экономического воспитания воспитанников.
Источники:
1.Экономическое воспитание старших дошкольников // В.И.Жук, И.И.Шарай, И.А.Ситникова [и др.]. – Мозырь: Содействие, 2011. – 88 с.
2.Табих, Е.Н. Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н.Табих. — Мн.: Вышэйшая школа, 2007.
3.Из опыта работы государственного учреждения образования «Яслисад №9 г.Мозыря»
Заместитель заведующего
по основной деятельности Соболь Н.Ч.
подробнее... / свернуть