Методика проведения специально организованной деятельности в учреждении дошкольного образования
Образовательный процесс в учреждении дошкольного образования многопрофилен. Немаловажным условием достижения каждым воспитанником стандарта дошкольного уровня образования, овладения им базисом для обеспечения преемственности при переходе к следующей возрастной и образовательной ступени является также обучение, осуществляемое педагогами в процессе регулярно проводимых занятий в дошкольном учреждении.
Кодексом Республики Беларусь об образовании (статья 139 п.11) определено, что основными формами организации образовательного процесса являются игра и занятие . Стандартом дошкольного образования чётко обозначены особенности использования игры и занятия в образовательном процессе.
При организации и проведении занятия воспитателю необходимо знать, что:
- занятие чётко регламентировано по времени в соответствии с возрастом детей;
- занятие характеризуется наличием познавательной цели, программного содержания, учебной задачи, учебных действий, обязательного участия взрослого, его контроля и оценки ;
- занятие имеет чётко выраженную структуру: начало, ход и окончание.
- при организации образовательного процесса дети не изучают основы наук, а получают систематизированные представления об окружающем мире и овладевают специальными навыками (слушать воспитателя, отвечать на вопросы, задавать их, действовать по инструкции, в старшем дошкольном возрасте ставить или принимать познавательную задачу, планировать её достижение, оценивать свои результаты, сравнивать их с другими) ;
- при проведении занятия особенно важны такие факторы, как интерес одобрение и доброжелательность взрослых, высокая эмоциональная насыщенность процесса, положительный эмоциональный климат, интонационная выразительность речи воспитателя;
- преобладание возбуждения над торможением у детей дошкольного возраста указывает на необходимость построения кратких, чётких инструкций к заданиям, использования преобладающего числа простых предложений. Так как дети дошкольного возраста в силу возрастных психологических особенностей торопятся приступить к выполнению задания учитывать, что:
Занятия классифицируются:
по количеству обучаемых – индивидуальные, подгрупповые, групповые;
по дидактическим задачам — усвоение нового, закрепление ранее приобретённого, творческое применение представлений, умений, навыков;
по содержанию дошкольного образования – доминантное («Физическая культура», «Ребёнок и общество», «Элементарные математические представления», «Ребёнок и природа», «Развитие речи и культуры речевого общения", ”Развіццё маўлення і культура маўленчых зносін”, Подготовка к обучению грамоте (со старшей группы), «Искусство»; интегрированное (объединение содержания нескольких образовательных областей).
Успешность проведения специально организованной деятельности воспитателем определяют три условия:
1. хорошее знание программы;
2. владение методикой обучения;
3. знание возрастных и индивидуальных особенностей и возможностей детей своей возрастной группы.
Подготовка воспитателя к занятию включает:
1. Планирование занятия:
• определение программного содержания (в соответствии с темой занятия);
• выбор методов и приёмов обучения;
• предварительная работа (составление конспекта (плана) занятия в соответствии с учебной программой; работа с методической литературой).
2. Подготовка оборудования, подбор дидактического материала
(оборудование, дидактический материал должны отвечать педагогическим, эстетическим и гигиеническим требованиям; при подборе учитывать их качество, правильность размещения на столах).
3. Подготовка детей к занятию.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ И ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЯ
Дидактические требования к проведению занятия:
1. Соблюдение принципов обучения (наглядности, доступности и др.)-
2. Решение воспитательных и образовательных задач.
3. Выбор методов и приёмов обучения.
4. Сочетание нового и знакомого материала, связь с предшествующими занятиями.
5. Организационная чёткость занятия (логическое завершение каждой части занятия и законченность в целом).
6. Соответствие длительности занятия санитарно-гигиеническим нормам и требованиям учебной программы.
7. Обеспечение усвоения программного материала всей группы в целом, каждым ребёнком в отдельности.
8. Творческий характер занятия.
Гигиенические требования к проведению занятия:
1. Своевременное проведение влажной уборки, организации проветривания группового помещения.
2. Рациональное размещение мебели, оборудования и материала. Соответствие мебели росту детей.
3. Соответствие методики занятия возрастным, индивидуальным и психофизиологическим особенностям детей.
4. Смена поз детей в течение занятия.
5. Чередование различных видов деятельности на занятии.
6. Привитие культурно-гигиенических навыков (например, при проведении видов изобразительной деятельности - закатать рукава, помыть руки и т.д.)
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ
На каждом занятии выделяется следующая структура:
1. Начало занятия (организационный момент: вызвать у детей эмоциональный положительный настрой, формировать мотивацию к деятельности и др.)
2. Ход занятия (основная часть занятия: организация активной, самостоятельной, практической, познавательной деятельности детей). В ходе занятия воспитатель приучает детей к самостоятельному выполнению поставленной задачи, например, рисовать, отвечать на вопросы. Также воспитатель учит детей планировать свои действия, формирует учебные навыки, навыки самоконтроля. Воспитатель при проведении занятия осуществляет индивидуальную работу с детьми, использует различные приёмы активизации самостоятельного мышления детей.
3. Конец занятия (подведение итога: во 2 младшей группе даётся положительная оценка; в средней группе воспитатель подходит дифференцированно; в старшей группе к анализу привлекаются дети). Воспитателю следует подчеркнуть достижения конкретного ребёнка в сравнении с его собственными успехами и неудачами, а не с достижениями других детей. Оценка деятельности детей на занятии должна быть содержательной оптимистической.
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ
Эффективность проведения занятия зависит от подбора и сочетания разных методов и приёмов обучения.
Методы обучения - это система способов взаимосвязанной деятельности воспитателя и детей, направленная на решение образовательных задач.
Метод - воспитывающий характер, должен быть ясным и определённым.
Главное в методах обучения - реализация образовательных, воспитательных, развивающих функций обучения. Методы обучения - путь познания окружающей действительности. Методы обучения взаимосвязаны и всегда дополняют друг друга. Выбранный метод обычно является для данного случая основным и сопровождается другими методами. Один и тот же метод обучения может применяться для разных учебных целей.
Приём - деталь метода или конкретный элемент, какого - либо метода.
Приём не имеет учебной самостоятельной задачи, подчиняется той задаче, которая выполняется данным методом.
Одинаковые приёмы обучения могут быть использованы в различных методах.
Основное различие между методами и приёмами обучения:
- методы направлены на решение общей учебной задачи, продолжительны по времени;
- приёмы направлены на решение частной задачи, непродолжительны по времени.
В дошкольной педагогике выделяют четыре группы методов:
1. Наглядные методы.
2. Словесные методы.
3. Практические методы.
4. Игровые методы.
Такая классификация обусловлена особенностями мышления ребёнка дошкольного возраста (преобладает наглядно-образное мышление)
Требования к методам и приёмам обучения:
1. методы и приёмы обучения должны быть направлены на решение всех задач разностороннего развития личности ребёнка;
2. методы и приёмы обучения должны быть научны (в результате дети усваивают прочные умения, знания и навыки);
3. методы и приёмы обучения должны быть доступны, соответствовать возрастным критериям;
4. методы и приёмы обучения должны быть результативны.