Формирование у воспитанников ценностного отношения к Беларуси в специально организованной деятельности - Самохваловичский детский сад
Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Формирование у воспитанников ценностного отношения к Беларуси в специально организованной деятельности

С детства человек должен гордиться своей национальной принадлежностью, любить свою Родину, знать родной язык, интересоваться культурой, историей своего народа.

Важно, чтобы атмосфера каждого учреждения дошкольного образования была проникнута творчеством, поиском, реалистичной оценкой достигнутого, потому что конечным результатом плодотворной деятельности по формированию любви к родному краю должна быть прежде всего заинтересованность детей. Работая, нужно помнить одну, хорошо известную истину: ничего не произойдёт само по себе – без энтузиазма, общих усилий и творчества.

   Для детей доступными и интересными являются такие жанры народного творчества, как колыбельные, сказки, легенды, пословицы и поговорки, загадки, песни, танцы. Все эти жанры поэтического творчества выполняют важную морально-воспитательную функцию.

С самого раннего детства необходимо знакомить детей с доступными по содержанию сказками, постепенно усложняя содержание, а затем приобщать детей к самостоятельному созданию сказок, к развитию фантазии, выдумки. Пробуждать интерес детей к своему родоводу, к семье, воспитывать чувство гордости за трудовые и творческие поступки старших поколений, формировать чувство уважения к родному дому, к своему роду.

Особую эффективность в воспитательной работе по приобщению детей к национальной белорусской культуре приобретает включение детей в значимые для них виды деятельности. Создание необходимых условий организации национально-патриотического воспитания дошкольников предусматривает использование комплекса форм, методов и средств, направленных на формирование гражданственности.

Основные формы и методы, используемые  по приобщению детей к народным традициям:

  • специально-организованные занятия по ознакомлению с народным искусством (например “Народныя майстры Беларусі”, “Знаёмства з працай ганчара” и др.);
  • создание музейных экспозиций;
  • экскурсии в музей, на выставки, а так же выставки, организованнные в детском саду;
  • встречи с народными умельцами и посещение мастерской художника;
  • праздники и развлечения;
  • рассматривание иллюстраций к белорусским народным сказкам, изделий декоративно-прикладного искусства, ремесленных изделий;
  • дидактические и сюжетно – ролевые игры (“Упрыгожым ляльцы хату да свята”);
  • чтение произведений и инсценировки;
  • прослушивание белорусских мелодий, исполнение песен, народных танцев) и др.

Выше перечисленные формы и методы реализуются через разнообразные виды деятельности детей в  учреждении дошкольного образования.

Педагогами могут организовываться тематические выставки, цель которых – познакомить детей с элементами белорусской культуры и др. Названия выставки могут быть разными. Важно, чтобы экспонаты соответствовали теме выставки, санитарным нормам, правилам эстетики, действительности и специфики возрастного восприятия.

Например:

Название выставки

Примерные экспонаты

“Жилище беларусов”

Макеты и фотографии домов и хозяйственных построек в разные периоды развития общества, мебель, элементы убранства дома (полотенца, скатерть, ковры, покрывала и т.д.), старинная утварь (ухваты, корыта, глиняную и чугунную посуду, ручные мельницы и др.)

“Народное искусство”

Предметы быта с символикой и орнаментом, изделия народных мастеров (вышивка, лозоплетение, соломоплетение), глиняные и деревянные игрушки и др.

«Национальная одежда»

Комплекты традиционного костюма, образцы тканых узоров, украшения, обувь, фотографии населения в народном и современном костюме.

Особенности работы педагога дошкольного учреждения по приобщению детей к национальной культуре через народные праздники и обряды.

 Детский праздник – одна из наиболее эффективных форм педагогического воздействия на подрастающее поколение. Праздник вообще, а детский – в частности, принято определять как явление эстетико-социальное, интегрированное и комплексное. Одно только слово «праздник» заставляет быстрее биться сердце каждого ребенка. С праздником связаны самые большие и светлые воспоминания. Массовость, эмоциональная приподнятость, красочность, соединение фольклора с современной событийностью, присущие праздничной ситуации, способствуют более полному художественному осмыслению детьми исторического наследия прошлого и формированию патриотических чувств, навыков нравственного поведения в настоящем. Особое значение в решении этих задач имеют народные праздники и обряды.

Почти каждый из нас еще с детства знает такие праздники, как Каляды,  Масленицу, Гуканне вясны, Купалле др. Народные праздники и обряды белорусов выразительно подчинены годовому обороту Земли вокруг Солнца, когда последнее дает весенний расцвет природе и замораживает его надолго осенью. Планирование работы педагога по приобщению детей к национальной белорусской культуре через использование народных праздников и обрядов можно подчинить народному календарю.

 Особенности работы педагога дошкольного образования по формированию национального самосознания посредством ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством

 Народное искусство нашей страны очень разнообразно: игрушки из дерева, глины, соломки, льна, глиняная и плетёная посуда, предметы вышивки, ткачества, разноцветный рельефный кафель, Слуцкие пояса, вытинанка. Белорусское народное искусство развивалось в основном в двух направлениях: как домашнее ремесло и в виде различных художественных промыслов. Белорусский народ охотно украшал своё жилище разнообразными постилками, дорожками, ковриками, полотенцами. Эти изделия хранили тепло человеческих рук, любовь, с которой они изготавливались. В них отражалась окружающая природа со всем её разнообразием форм, цветов. Резьбой по дереву украшали различные предметы обихода - прялки, наличники, ставни, коньки, крыши, иконостасы.

В настоящее время особый интерес вызывает искусство вытинанки, которое открывает широкие возможности для успешного решения воспитательных задач. Вытинанка является одним из самых доступных и близких для детей дошкольного возраста, так как используется простой материал и оборудование.

Дети проявляют искренний, никем не навязанный интерес к предметам народного искусства, в которых их привлекает яркость цвета, затейливость узора, обобщённость формы. Именно народное искусство может стать средством приобщения дошкольников к народным эстетическим традициям.

Большое место в жизни ребёнка занимают игры. Это основная форма их деятельности, содержание жизни. В играх дети крепнут физически, духовно, учатся понимать окружающий мир, действовать в коллективе. Игра создаёт благоприятные возможности для удовлетворения и развития потребности ребёнка в самоутверждении, для формирования такого важного образования личности, как самооценка.

Игры белорусского народа очень тесно связаны с бытом, трудовой деятельностью людей, природой, которая их окружает.

Отличительной особенностью народных игр является их образность, которая пробуждает фантазию детей. В большинстве случаев белорусские народные игры - это игры подвижные. Одни из них имеют определённые нормы, словесное оформление, что делает их драматизированным действом. Другие – со строгим распределением ролей каждого участника, в которых слова являются сигналом к некому действию. Есть игры-хороводы с сочетанием мелодии, слов, движений, что содействует воспитанию интереса к белорусскому народному творчеству, к родному языку.

Белорусские народные игры могут использоваться во время утренней гимнастики, физкультурных занятий, во время физкультурной паузы, а так же в самостоятельной деятельности детей. Выбор игры зависит от педагогической задачи, поставленной воспитателем, а так же физической подготовленности детей, состояния их здоровья. При объяснении игры воспитатель рассказывает её содержание, объясняет смысл многих слов, которые встречаются впервые (это не только обогатит словарный запас воспитанников, но и будет содействовать их общему развитию); показывает, как необходимо исполнять те или иные действия. Потом при помощи вопросов предлагает детям повторить правила игры, чтобы убедиться, что они правильно поняли её содержание, помочь детям понять характерные черты каждого героя, те обстоятельства, в которых они действуют.

Предлагаю вашему вниманию перечень сезонных внеобрядовых народных игр, которые могут быть использованы в работе:

- Восеньскія гульні і карагоды: “Млын” (гульня), “Пячэнне хлеба” (гульня – карагод); “Яблынька” (гульня – карагод), “Гусі” (гульня) “Лянок” (гульня карагод).

- Зімовыя гульні: “Каляда” (гульня), “Каза” (гульня), “Казёл” (гульня), “Мядзведзь (гульня), “У мядзведзя на бару” (гульня), “Журавель” (гульня), “Апанас” (гульня), “Халімон” (гульня), “Чорны баран” (гульня).

- Веснавыя гульні і карагоды: “Селезня вадзіць” (гульня – карагод), “Явар” (гульня – карагод), “На росу” (гульня – карагод), “Жыта” (гульня – карагод), “Хустачка” (гульня – карагод), “Залатыя варата” (гульня – карагод).

- Летнія гульні: “Купалінка” (гульня), “Ведзьма” (гульня), “Вогнішча” (гульня), “у коней” (гульня), “Гарэлыш” (гульня), “Бабёр” (гульня), “Ямачкі” (гульня).

Большую роль по приобщению дошкольников к национальной культуре играют дидактические игры по краеведению. Педагог может использовать для этой цели самодельные игрушки, различные лото, изготовленные с детьми, старинную утварь местного производства, открытки, разрезанные на пазлы.

Примерные дидактические игры

“Найди половинку”

Программное содержание: познакомить детей с белорусской игрушкой; ввести в активный слова белорусские слова; развивать наблюдательность, память, усидчивость.

Материал: набор открыток как образец; набор таких же открыток, разрезнный на пазлы.

Ход игры:

Детям предлагается рассмотреть открытки с изображением белорусских народных игрушек. Затем воспитатель предлагает ребятам разрезанные на части открытки. Из них необходимо собрать картинку (игрушку).

“Назва вырабу”

Праграмны змест: замацаваць веды дзяцей аб назвах беларускіх ганчароў, па сілуэту вызначыць, як называецца рэч і дзе яна ўжываецца.

Ход гульні.

Хто правільна адгадае назву, той атрымлівае фішку. Пераможцам з’яўляецца той, хто больш за усіх атрымае фишак.

“Цудатворная крынічка роднай мовы”

Праграмны змест: авалодваць багаццем роднай мовы; развіваць моўныя здольнасці, атрымліваць першапачатковыя навыкі размовы на беларускай мове; фарміраваць у дзяцей устойлівую цікавасць і станоўчыя адносіны да беларускай мовы, жаданне авалодаць беларускай мовай праз знаёмства з беларускім фальклорам – забаўлянкамі, казкамі, песенькамі, лічылкамі.

Ход гульні:

У гульні могуць удзельнічаць 5-6 чалавек. Перад дзецьмі кладзецца поле для гульні з 5 сектарами, фішкі, кубік. Дзеці кідаюць кубік і рухаюць фішкі па полю, пры гэтым пераадольваючы цяжкасці (заданні выхавацеля), якія сустракаюцца ім на сектарах. Хто не справіўся з заданнем – прапускае ход. Пераможцам з’яўляецца той, хто першым дойдзе да фініша.

«Бабушкин сундучок»

Программное содержание: придумать проект и оформить домик куклы Алеси.

Оборудование и материалы: комната куклы Алеси, сундучок с бабушкиными изделиями, старинная утварь местного производства.

Ход игры:

Воспитатель предлагает ребятам стать дизайнерами по интерьеру и украсить комнату для куклы Алеси так, чтобы она была уютной и красивой. При этом обращается внимание детей на то, что жители Беларуси использовали для украшения жилищ различные ткани собственного изготовления, вышивки, изделия из глины и лозы. Они знали секреты украшения жилищ и бережно передавали их из поколения в поколение. Эти тайны до сих пор живут в бабушкином сундучке. Воспитатель предлагает детям заглянуть в сундучок и выбрать предметы, которые могут украсить комнату куклы Алеси. Дошкольники предлагают свои варианты оформления помещения, украшают домик вышитыми полотенцами, скатертями, домоткаными дорожками, расставляют кухонную утварь и расписную посуду.

Итог: комната стала красивой, и сделать её такой помогли секреты бабушкиного сундучка. Теперь Алеся с удовольствием пригласит к себе гостей (можно продолжить).

Каждая игра влияет на воспитание разума, характера, воли ребёнка, развивает его моральные качества, укрепляет физически, создаёт определённое духовное настроение, интерес к народному творчеству. В том числе белорусские народные обрядовые игры, дидактические игры, которые приобщают дошкольника к расширению своих познавательных способностей в овладении белорусским языком, создают возможности познать историю, обряды и традиции родного края.

 Подготовила заместитель заведующего по основной деятельности Соболь Н.Ч.

Список использованных источников:

  1. ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 4 августа 2022 г. № 229 «Об утверждении учебной программы дошкольного образования».
  2. Серия учебных наглядных пособий «Страницы родной земли»:

Гракова, К.Г. Твоя столица: заводы и фабрики Минска: учеб. наглядное пособие для педагогов учреждений дошк. образования / К.Г. Гракова. – Минск: Нар. асвета, 2016. – 15 с.: 26 с. ил.

Евдокимова, Н.Н. Твоя столица: театры Минска: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Н.Н. Евдокимова. – Минск: Нар. асвета, 2016. – 15 с.: 27 с. ил.

Горелова, Л.А. Твоя столица: стадионы и спортплощадки Минска: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Л.А. Горелова. – Минск: Нар. асвета, 2016. – 22 с.: 26 с. ил.

Петрикевич, А.А. Твоя столица: парки и скверы Минска: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / А.А. Петрикевич. – Минск: Нар. асвета, 2016. – 14 с.: 27 с. ил.

Давидович, Е.Б. Твоя столица: архитектура Минска: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е.Б. Давидович. – Минск: Нар. асвета, 2016. – 14 с.: 25 с. ил.

  1. Давидович, А.Л. Мир, в котором я живу: учебно-метод. пособие для педагогов учреждений дошкольного образования с русским языком обучения / А.Л. Давидович, Е.И. Смолер. – Минск: НИО, 2022 – 208 с.
  2. Лях, Н.У. Беларускія народныя гульні ў фізічным выхаванні дзяцей дашкольнага ўзросту (з вопыту работы) / Н.У.Лях. 2-е выд. – Мінск: Зорны Верасок, 2017. – 231 с.
  3. Праз старажытнасць – у будучыню. Арганізацыя працэса патрыятычнага выхавання ва ўстанове дашкольнай адукацыі: дапам.для педагогаў устаноў дашк.адукацыі /[Л.М.Варанецкая і інш.]. – 2-е выд. – Мазыр: Выснова, 2021. – 203 [2] с.